Автор Тема: Что такое локализация?  (Прочитано 19518 раз)

Оффлайн VIPer

  • Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1063
Что такое локализация?
« : 02 Февраля 2009, 13:49:36 »
Что такое локализация?
Локализа́ция (англ. localization) — перевод и адаптация элементов интерфейса, вспомогательных файлов и документации.
Зачастую считают, что локализация — это всего лишь перевод программы. Это не так, существует три уровня локализации:
  • Обеспечить поддержку языка и национальных стандартов — необходимый минимум, чтобы программа могла выполнять свои функции в другой стране.
    • Вывод на экран символов языка.
    • Другие манипуляции с языком — ввод текста, алфавитная сортировка, строковые операции и т. д.
    • Стандарты целевой страны, непосредственно связанные с функционированием программы:
      • Формат даты, времени, дробных и многозначных чисел.
      • Символы валюты.
      • Форматы бумаги.
      • Система мер.
      • Особенности законодательства:
        • Налоговая система.
        • Выдаваемые правительством документы — номер социального страхования, идентификационный номер налогоплательщика, номер паспорта.
    • Издание документации на целевом языке.
  • Перевод текстов в интерфейсе программы на целевой язык.
    • В сложном ПО не все части стоит переводить — например, многие не согласны с переводом имён функций Excel на русский язык.
    • Корректное выравнивание и размещение элементов интерфейса с учётом того, что сообщения-строки в разных языках могут иметь существенно разные размеры (например, типичное сообщение на английском, будучи переведено на немецкий язык, как правило, становится длиннее на 30—50 %). Кроме того, существуют языки с написанием справа налево (арабский, иврит) и сверху вниз (японский);
    • Чрезвычайно важен перевод терминологии. Например, спорным является применяемый в Windows термин «обозреватель», обозначающий браузер.
    • Если есть текст, «впечатанный» в картинку, его надо также перерисовать. Если есть речевые сообщения, их надо наговорить.
  • Тонкая настройка под целевую страну.
    • Работа со словоформами. Примером будет пресловутое «Найдено 3 файлов».
    • Дополнительные стандарты, не влияющие на основную функциональность программы. Например: формат даты/времени в мультимедиа-плеере, особенности типографики.
    • Обеспечение интероперабельности локализированной программы с исходной. Например: мы ввели в документ формулу «x*2,5». Будет ли она работать, если открыть документ в английской версии?
    • Учёт национального менталитета. Например: красный цвет у русских ассоциируется не только с опасностью, но и с праздником. В бывшем СССР практически у всех есть ICQ, но в диковинку AOL Instant Messenger, MSN Messenger и т. д. В играх зачастую приходится менять юмор, а изредка — даже корректировать сюжет (например, в Syberia 2 турецкий иммигрант Sirkos превратился в еврея Цукермана).
    • Перерисовка графики (сплэш-экранов, иконок и т. д.) под реалии другой страны. Например, в разных странах могут выглядеть по-разному дорожные знаки, вилки и розетки, почтовый ящик. Глобус поворачивают к зрителю той страной, на которую рассчитывается продукт. В США у выключателя включенным является нижнее положение, в бывшем СССР — верхнее. Впрочем, иконки перерисовывают крайне редко, поэтому дизайнеры изначально стараются сделать иконки как можно более «интернациональными».
    • Корректировка клипарт-библиотек. Например, добавляются картинки местных праздников. В мусульманских странах клипарт вообще пересматривается коренным образом — изымаются все изображения человека и животных, зато добавляются арабески.
      Таким образом, локализация — это сложная и всеобъемлющая операция, и уже при разработке соображения локализации должны учитываться самым серьёзным образом. Мы привыкли видеть программное обеспечение, русифицированное по первому-второму уровню; сложного ПО с исчерпывающей русификацией практически не существует.

СССР